В поисках восточного равновесия

Многие локальные и иностранные игроки долго ждали, когда Народный банк Китая начинает претворять в жизнь реформу базовых ставок в банковской отрасли. Однако есть серьезные сомнения в том, насколько данные изменения помогут решить текущие проблемы закредитованности китайской экономики
В рамках данной реформы требуется, чтобы плавающие кредитные ставки банков для нефинансовых институтов были привязаны к LPR (ставке по кредитам для первоклассных заемщиков), а она в свою очередь, должна быть привязана к процентной ставке MLF (механизма среднесрочного кредитования). LPR (англ. Loan Prime Rate) – китайский аналог LIBOR и других известных процентных индикаторов межбанковского денежного рынка. Он показывает процентную ставку, с которой наиболее крупные банки Китая кредитуют друг друга на открытом рынке. По новым правилам данная ставка будет привязана к MLF (англ. medium-term lending facility) – ставке Народного банка Китая по среднесрочному кредитованию сроком на один год.
Таким образом, кредитные позиции китайских банков привязываются не к базовой ставке, которая пока осталась неизменной на уровне 4,35%, а к более гибкому и плавающему показателю. Однако, по мнению ряда финансистов, введение нового механизма и есть «квазиснижение» процентной ставки для экономики Китая. Фактически этой мерой НБК напрямую заставляет банки кредитовать предприятия под тот процент, которым он считает приемлемым.

Каким образом эта реформа будет выглядеть в цифрах? Текущая ставка LPR находится в районе 4,3%, а MLF – 3,3%. Исходя из логики нововведения первый показатель постепенно должен приближаться к последнему. Следовательно (за счет привязки ставки коммерческих кредитов к LPR), снизится стоимость кредита для предприятий и домашних хозяйств.
Изменится и процедура подсчета LPR. Вместо 10 банков-участников расчета межбанковской ставки в новых выборках будут участвовать 18 банков. В нее добавятся в том числе и крупные иностранные банки, работающие на китайском рынке.
Оправданная сложность
Применение такого нетрадиционного инструмента денежно-кредитной политики демонстрирует понимание регулятором проблем долгового рынка Китая, но при этом показывает, что радикальными методами НБК решать проблемы пока не торопится.
Стратеги Народного банка Китая отдают себе отчет в том, что китайская экономика сильно закредитована, но в основном за счет межбанковского долга и чрезмерно больших кредитных портфелей крупных промышленных предприятий. Из этой ситуации возникает сразу две проблемы.
Первая проблема – большие объемы спекулятивного капитала, циркулирующие между крупными конгломератами и банками. Это формирует угрозу создания финансовых «пузырей» в отраслях экономики. Яркий пример такой отрасли – строительство.

Новые площади активно возводятся за счет доступности заемных средств, но не находят потребительского спроса. Для того чтобы покрыть издержки возводимого жилья и оплачивать проценты, китайские строители постепенно поднимают цены. Остановить процесс подорожания жилья не помогло даже снижение ставки в августе 2014 г.
Вторая причина – кредиты для малых и средних предприятий по-прежнему дорогие, даже после снижения ставки в 2014 г.

Крупные банки дают друг другу деньги охотно, но средним и мелким банкам – только под более высокий процент. Их поведение объяснимо: небольшие банки обладают высокорисковым кредитным портфелем и часто прибегают к серым финансовым схемам. Парадокс заключается в том, что именно эти небольшие банки и кредитуют основную часть китайского малого и среднего бизнеса.
Более предсказуемым решением вместо введения механизма было бы снижение базовой ставки. Однако НБК понимает неэффективность снижения ставки напрямую в краткосрочном варианте. На рынке сложилось мнение, что у Китая есть еще запас для снижения ставок, но действовать они решили мягко и через еще более косвенные инструменты, чем ключевая ставка. Текущий же механизм — транзит для дальнейшего смягчения денежно-кредитной политики.
Эффективность под вопросом
Несмотря на сложность и кажущуюся логичность механизма, есть серьезные сомнения в том, насколько он поможет решить текущие проблемы закредитованности.
Очевидно хорошо, что китайские небольшие предприятия будут кредитоваться под меньший процент. Однако в краткосрочной перспективе и крупные банки будут использовать снижающийся LPR для дешевого кредитования до момента вмешательства регулятора.
Не решает данная мера и проблему доверия к малым и средним финансовым институтам Китая. Именно им придут большие объемы дешевых кредитов. Как будет реализовываться контроль распоряжения данными средствами – остается неясным. Ориентироваться на макроэкономические показатели доступности кредитов для небольших заемщиков в этом случае неправильно.
Китайские руководители, судя по всему, понимают серьезность проблем долгового рынка страны, но находятся в поисках наиболее аккуратных и сбалансированных решений. В такой ситуации очень важно успеть найти действительно действующие механизмы раньше, чем потенциальная кризисная ситуация потребует уже радикальных мер.
Подробнее: https://www.vestifinance.ru/articles/123650