Золото и безопасность – это разные категории

Пока золото могло выступать платежным средством, да, оно на длинной перспективе выигрывало у бумажных денег и фондовых активах в надежности. Поскольку выступало мерой стоимости. Но как только платежная функция исчезла (а перевод расчетов в онлайн раз и навсегда отнял у золота эту функцию), золото стало просто товаром. Причем лишенным серьезного промышленного применения.
Можно долго рассуждать, что индийцы и китайцы любят золотые украшения, но на цену этот спрос не способен влиять. Цена золота – производная от двух факторов. Первый – рынок деривативов. Поскольку золото – физически, неудобный для обмена инструмент, то золотой рынок – рынок в первую очередь срочный. Это фьючерсы и опционы. Так что цена металла формируется не коммерческими участниками, а спекулянтами. А спекулятивное ценообразование имеет слабую согласованность с фундаментальным. Кстати, аналогичное ценообразование у нефти.
И Вы закономерно возразите: золото, в отличие от нефти, низковолатильный актив. Верно. Поскольку есть второй фактор ценообразования – центральные банки. Как определить цену золота? Нужно просто покупать по подходящей для того или иного центробанка металл у производителя. В российских ЗВР золото занимает 18%, это, для понимания, доля, равная доле доллара США. Очевидно, если золото начнет раскачиваться в цене в цене, резервы, выраженные все же не в золоте, а в долларах, окажутся весьма турбулентны в оценке.
И все бы хорошо. ЦБ покупает золото и через это управлет ценой. Рынок при этом живет как спекулятивный и подстраивается под поведение центральных игроков. Но есть важное «но». Себестоимость унции, скажем, на примере «Полюс Золота» — между 600 и 700 долларами. При биржевой цене в 1 450 долл. Гигантская премия. Которую можно удерживать, только увеличивая покупку. Представьте, что случится, когда Российский ЦБ или НБК перестанут или не смогут наращивать долю золота в резервах? Бывали периоды, когда драгметалл торговался в пределах или ниже себестоимости, было это всего 12 лет назад. Потом возник золотой миф о надежности. Миф, в который участники рынка поверили в 2009 году. И который, как и любой миф, не может питать воображение участников долгое время.